ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» НА ТЕМУ «ЗВУК», С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Урок акустики в детском саду: старшие дошкольники исследовали «Звук» с помощью цифровой лаборатории «Наураша».
11 декабря 2025 года воспитатель Аджиева Фатимат Магомет-Гериевна провела с детьми старшей группы № 11 инновационное занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Используя возможности цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», дети вплотную познакомились с природой физического явления — Звук.
Цель: формирование познавательно – исследовательской активности в условиях цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения.
Задачи:
- обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма;
- познакомить детей с органом слуха;
- дать первичные знания о звуке как о физическом явлении;
- познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки»;
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Занятие было построено таким образом, чтобы, отвечая на проблемные вопросы («Как мы слышим?», «Почему один звук громкий, а другой тихий?»), дети самостоятельно пришли к научным выводам. Интеграция биологических и физических знаний стала ключевой особенностью этого занятия.
Ключевые этапы и результаты занятия:
Исследование организма: занятие началось с обсуждения устройства и функционирования органа слуха – уха. Дети узнали, как звук попадает к нам, и почему так важно беречь слух.
Звук как физическое явление: педагог дала первичные знания о звуке как о колебании воздуха. С помощью специального датчика звука из лаборатории «Наураша», абстрактное явление звуковой волны стало видимым! На экране монитора дети наблюдали графики, отражающие колебания воздуха от разных источников.
Измерение и классификация звуков: цифровой датчик позволил наглядно продемонстрировать и измерить понятия «громкие и тихие», а также «высокие и низкие» звуки. Дети сами создавали шумы (хлопали, звенели, свистели, играли на музыкальных инструментах) и видели, как меняется амплитуда волны на экране.
Развитие исследовательской активности: работа с высокоточным цифровым оборудованием усилила интерес детей к экспериментам. Участвуя в измерениях, воспитанники группы № 11 приобрели навыки работы с приборами и научились сравнивать количественные показатели.
«Занятие «Звук» стало отличным примером, как можно совместить современные технологии и проблемное обучение. Когда ребенок сам видит, как его хлопок превращается в высокую волну на графике, это вызывает настоящий исследовательский азарт. Цифровая лаборатория «Наураша» помогает нам растить будущих инженеров и ученых, которые не боятся сложных явлений.
Успешное проведение занятия подтвердило эффективность использования цифровых образовательных ресурсов для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста и их подготовки к обучению в школе.
