«АДЫГЭХЭМ Я ДИНЫР»
23.05.2025 г. был проведён модульный урок учителем географии Джамбековой Мариной Борисовной на черкесском языке в 8а классе при изучении темы «Религии России».
Цели:
- познакомить учащихся с религией древних адыгов;
- изучить историю формирования религиозных представлений на черкесском языке;
- познакомить с названиями религий на черкесском языке..
Задачи:
- приобщение учащихся к культуре своего черкесского народа;
- знакомство с религиями мира и их трансформацией в адыгской среде в разные исторические периоды ;
- составление небольшого русско-черкесского словаря названий религий.
Были использованы следующие методы:
- исторический;
- литературный (нартский эпос, легенды из устного народного творчества адыгов, произведения классиков литературы);
- интернет;
- презентация к уроку.
На уроке реализованы все поставленные цели и задачи. Учитель смогла увлечь детей в мир древней адыгской культуры. Провела связь между традиционной языческой религией, где было многобожие и верховный Тха, с греческой мифологией и нартским эпосом, где роль бога огня и кузнечного дела в адыгском пантеоне выполнял Тлепш, а в греческой- Гефест.
Использовала исторические и литературные данные, отзывы иностранных путешественников о том, что главной религией адыгов является Адыгэ Хабзэ - кодекс чести адыгов. Об этом писал адыгский просветитель Султан Хан-Гирей в своём произведении «Записки о Черкесии».
Учащиеся узнали, что Адыгэ Хабзэ, как философско - этическое учение определяло отношение человека к человеку, к окружающему миру, к богу. Ещё в 18 веке французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал, что у адыгов религия не построена по одной системе, а состоит из смешения языческой, христианской и мусульманской религий. И хотя языческая религия считается самой древней она прочно укоренилась в народе. Учитель познакомила детей с историей религии. Рассказала, что христианскую религию принесли на адыгскую землю греческие миссионеры и до сих пор моздокские черкесы исповедуют христианство. Исламизация адыгов началась в 15-18 веках. Верующие черкесы придерживаются ислама суннитского толка.
На уроке учащиеся также познакомились с языческими традициями вызывания дождя « Хьэнцэгуащэ». Вместе с учителем дети составили небольшой словарь русско-черкесских названий религий.
Инновационность данного урока заключается в преподавании географии с применением этнокультурного компонента, что позволяет не только изучить тему «Религии России» с точки зрения географии, но и углубиться в историко-культурное наследие черкесского народа. Использование черкесского языка в процессе обучения способствует развитию языковой компетенции учащихся, а включение в урок элементов устного народного творчества и нартского эпоса, литературных произведений делает его междисциплинарным. Применение предоставленных презентаций и интернет-ресурсов для визуализации тем, а также создание словаря русско-черкесских названных материалов обеспечивает активное обучение учащихся и развитие их творческих способностей, что делает урок современным и актуальным.